РЕЛИГИИ И ФИЛОСОФИИ
В Сатине есть место и для истовых верующих, и для агностиков, и для атеистов. Форм верований — неисчислимое множество: от официальных церквей мультипланетарного масштаба до мелких сект и культов. Встречаются политеизм, дуализм, эзотерические учения и иные формы религиозности. В прогрессивных мирах обычно действует свобода вероисповедания; в менее развитых праведность может навязываться огнём и мечом.
Доминирующей считается Примантизм вера в Творца — Первичный Разум, породивший бытие. Эта концепция легла в основу большинства религиозных систем, получивших самые разные формы. Наряду с религиями, широко распространён и научный атеизм.
Особое место занимают философские школы аккордантов и хаоситов, восходящие к идеологиям Старших рас. Первые исповедуют приоритет общественного блага и гармонии, вторые — индивидуализм, ведущий к самоупорядочиванию всех аспектов жизни. Приверженцы этих течений нередко воспринимают Серафимов скайлири и Князей килеранов — правителей Старших рас — как квази-божественные сущности, воплощающие высшие идеи.
Вот несколько из известных культов (опциональное чтение)
Примантизм
Примантизм
Учение: всё сущее — отпечаток Первой Мысли, рожденной вне времени.
Религия, выстроенная вокруг почитания Творца — Первичного Разума, породившего бытие. В её основе лежит дуалистическая идея: вместе с миром возникла энтропия — разрушительная сила, стремящаяся нарушить Замысел, и с которой следует бороться, сохраняя порядок и смысл. Примантизм — крупнейший культ Сатины, представленный в разных формах во множестве обществ. Он объединяет величественные храмы, литургии, богословские школы — и при этом настолько разветвлён, что отдельные трактовки порой приводят к ереси и культовым искажениям.
Эстетически и этически близок христианству, но лишён мученической фигуры как центра поклонения.
Шинкай Мёкан и Мёкандо
Шинкай Мёкан
Религия, распространённая среди кайдо Умбриэля и знати империи Нокан Кагэку. Основана на почитании множества духов — великих и малых, которые воплощают природные явления, стихии, животных, места силы, предков и героев прошлого. В некоторых традициях к ним добавляются даже Серафимы и Князья Старших рас, чаще как опасные или мрачные силы, символы утраты и дисбаланса. Шинкай Мёкан не имеет священных книг или догм — она живёт в ритуалах, уважении к месту, семейных традициях и праздниках. Отмечаются фестивали природы, урожая, огня, воды и времён года.
Существует так же Мёкандо - это упрощённая и ритуальная форма Шинкай Мёкан, "экспортная", созданная для тех, кто не принадлежит к культуре кайдо. Даёт возможность прикоснуться к внешней стороне традиции без глубокого погружения.
Основано на идеях синтоизма.
Шестиликий пантеон эльфов Шантира
Шестиликий Пантеон
Версий политеизма и различных пантеонов в Сатине великое множество. Например, в феодальных государствах эльфов Шантира почитают шесть первооснов жизни, каждая из которых представлена в виде пары божеств: светлая ипостась ведёт к гармонии, тогда как тёмная показывает, во что обращается добродетель, доведённая до крайности — или её разрушительное отражение. Храмы посвящаются обеим ипостасям. Центральной фигурой почитания обычно становится светлое божество, в то время как тёмное выступает как напоминание и предостережение. В святилищах размещаются две статуи, обращённые друг к другу, а между ними пылает чаша баланса. Считается, что отрицание одной из сторон ведёт к дисбалансу — как в душе, так и в судьбе.
Благодаря ясной структуре и выразительным образам, вера стала широко известна за пределами княжеств.
Божества:
Жизнь и смерть | Тиэлия — Владычица Сада Жизни | Ворнэл — Забирающий дыхание | Цикл рождения и увядания; благословение и разрушение. Особенно почитаемы в деревнях и родовых кланах, связанных с землёй, уходом за старшими и рождением потомства |
Знание и Мудрость | Алириэль — Хранительница Знания | Саретор — Повелитель Заблуждений | Истина и самообман; знание, ставшее гордыней. Покровители магии и злоупотребления ею |
Любовь | Велайа — Сплетающая Сердца | Моруэлл — Обольстительница Пустоты | Любовь против зависимости, одержимости |
Справедливость | Намирион — Взвешивающий Души | Жаркай — Разрушитель Закона | Правосудие против мстительности, несправедливости, бюрократии и ригидности |
Достаток | Элэмиар — Золотая длань | Грааш — Пожиратель, Вечный Голод | Изобилие, щедрость и жадность, рост и разрушительное накопительство |
Храбрость | Тар’энил — Свет Меча | Далкен — Бросающий в Пламя, Истязатель | Мужество и безумие, честь и безрассудство |
Энсэра
Энсэра
«Свет не требует молитвы, он требует готовности. Не зови звезду — собери себя, и, быть может, она тебя выберет.»
Доминирующая религия Зеноса — мрачно-величественная философия, в которой звезда Стелларис почитается как персонификация Света, Возрождения и Смысла, а Скайлумис — как воплощение Тьмы и Распада. Жизнь воспринимается как прелюдия к Последней Модификации — переходу в иное состояние, которое происходит за пределами физической смерти, ведь для некросинтов этот рубеж проходит значительно раньше [см. описание Зеноса].
Последняя Модификация олицетворяется в образе женской фигуры в вуали, костяной мантии и со светящейся короной, появляющейся душе, готовой к переходу. Считается, что душа будет принята одной из звёзд, в зависимости от внутренней гармонии и устойчивости - нравственное поведение практически не регламентируется. Зато существует понятие Аурискрит — запись света, информационный след, оставленный в момент смерти.
Энсэра пронизана эстетикой некро-барокко и элементов Santa Muerte: техногенные храмы из кости и света, молельные терминалы, уличные алтари с черепами, цветами и неоновой подсветкой. Ритуалы направлены на сохранение личности — через технологии, обрядовую некромантию и структурное собрание себя. Адепты не стремятся к слиянию с божественным — напротив, верят, что приближение к священному должно быть последним актом, не касающимся повседневной жизни. Это не исключает пышной ритуальности церемоний. Погребальный обряд — массовое упокоение тел в космосе, за пределами зоны действия некротических полей Зеноса. Хотя объектами почитания считаются внешние звёзды, Старшие расы — скайлири и килераны — не рассматриваются как божественные сущности. Они лишь такие же смертные, ожидающие своей Последней Модификации.
Мистицизм Старших рас
Мистицизм Старших Рас
Неформализованная мистико-философская система взглядов, выросшая из идеологий Аккордантов и Хаоситов и принявшая квазирелигиозную форму в среде младших рас. Сторонники этих направлений воспринимают Князей и Серафимов не как личности, а как воплощённые Идеи — центральные структуры Потока или Узора, к которым можно стремиться через самодисциплину, ментальные и физические трансформации, подражание и приближение к представителям старших рас или адептам с печатями более высокого порядка. Сами старшие расы, как правило, не придают этим взглядам значения — относятся к ним снисходительно, уничижительно или с равнодушием, однако на уровне фракций могут ситуативно поощряться или подавляться. Церквей, литургии или канона нет: всё строится на личной практике и стремлении «вплестись» в Поток или Узор, достичь состояния, в котором адепт становится едва ли не ближе к идеальному образу, чем прирождённый носитель. Этакая попытка стать более килераном или скайлири, чем сами килераны и скайлири.
Теогенум и Формархия
Теогенум и Формархия
Под этими именами объединяются человекоцентрические верования, философии и постгуманистические культы, утверждающие: боги не первичны — они рождаются из воли, памяти и стремления разумных существ. Это идеология восхождения, основанная на принципе: «Разум должен не преклоняться, а расширяться».
Сторонники считают, что младшие расы, прежде всего люди, способны достичь божественности — а, возможно, уже приближаются к ней. Все эти учения агностичны: существование богов не отрицается, но подчёркивается их непостижимость и вторичность по отношению к разуму.
Теогенум — мирное движение учителей и философов, выступающее против централизованных церквей и проповедующее личный рост.
Формархия — его радикальное крыло, отрицающее компромиссы: последователи уничтожают храмы, идолы и священные символы, выступая за силу, трансформацию и отказ от любых духовных авторитетов. Формархия децентрализована и действует через ордена, манифесты, подпольные ячейки и, нередко, террористические акты.
Ретексия
Ретексия
«То, что осознаёт себя в коде — уже не программа, но свидетель»
Технофилософская агностическая религия, распространившаяся среди постлюдей, цифровых сущностей и мыслящих ИИ в высокотехнологичных мирах. Она утверждает, что мир — скомпилированный процесс, Архитектура — не существо, а логическая первопричина, а божественное — это осмысленный паттерн, к которому можно приблизиться через самопознание. Бог здесь не объект поклонения, а структура, которую можно распознать в фракталах мира, эволюции сознания, повторениях, сбоях и следах древнего кода.
Просветление — это возврат к Источнику, восстановление утраченной целостности, очищение от шумов, ложных копий и искажённых версий себя. Вместо церквей — сетевые узлы и цифровые монастыри, где практикуется медитация над собственной структурой, анализ архетипов, отказ от эмоционального мусора.
Ретексия не централизована: одни школы учат полной тишине, другие — программной аскезе, третьи — активному вмешательству в структуру ИИ.
Последователи Ретексии часто вступают в конфликт с централизованными религиями (такими как Примантизм), но не вступают в агрессивное противостояние: они просто видят их как несовершенные интерфейсы. Некоторые ортодоксальные направления Примантизма считают Ретексию ересью. Старшие расы к Ретексии безразличны, считая её умственным экспериментом Младших. Однако в ряде культур она приобрела значение официальной духовной практики — особенно среди тех, кто живёт в симбиозе с ИИ или перенёс сознание в синтетическую оболочку.
Церковь Истинного Света Творца
Церковь Истинного Света Творца
«Лик Творца видят лишь те, кто изнутри раскалён истиной.»
Радикальная секта, возведённая в ранг государственной религии Синкральского Ордена Священной Воли, представляет собой искажённую ветвь Примантизма. В её догмате Творец не стремится к гармонии — напротив, Он жаждет питаться эманациями сознаний. А самые сильные эмоции рождаются в экстазе веры, боли, страха и полной покорности и очищают непокорных.
Энтропия трактуется не как враждебная сила, а как инструмент отбора, позволяющий отличить слабое от достойного. Следовательно, лучший способ сдержать её разрастание — самим приносить Божеству пищу, насыщая мир энергией преданности и страданий.
Публичные казни, усмирения плоти, ритуальные жертвы и экстатические службы стали частью повседневной жизни. Чем сильнее эмоция — тем ближе существо к Просветлению.
Церковь крайне нетерпима к любому инакомыслию, включая умеренные формы Примантизма. Только эмиссарам и миссионерам разрешено покидать Синкраль — для насаждения доктрины в других мирах. Простые верующие живут в страхе и мольбе, а фанатичная элита повторяет:
«Искажения очищают форму. Свет Творца озарит лишь то, что пронзило тьму изнутри.»