Усурэ — обитаемая луна на четвёртой орбите газового гиганта. Представляет собой относительно небольшое небесное тело с разрозненной структурой суши: материки вытянутой формы, прерывистые архипелаги и полуострова разделены внутренними морями и проливами. Воды малосоленые. Рельеф преимущественно холмистый, с чередованием низких лесистых хребтов, озёрных котловин и равнин. Климат умеренный: зимы продолжительные, но не суровые, с устойчивым снежным покровом; лето прохладное, с высокой влажностью. Чётко выраженные сезоны благоприятствуют ведению аграрного хозяйства. Соседство с Нимбахом создаёт стабильные орбитальные и метеорологические условия: частые сияния, слабая ночная темнота и минимальные климатические катаклизмы.
Общество Усурэ децентрализированно. Территория разделена на независимые племенные земли и союзы родов, обладающие автономией и опирающиеся на совещательные формы управления. Центральных органов власти не существует; общие решения принимаются на межрегиональных сходах - сайнах, созываемых в исключительных случаях. Уровень технологического развития ограничивается ремесленным производством, ручным трудом и элементарными механизмами. Магия имеет ритуализированный характер и встроена в обрядовую и сельскохозяйственную практику. Письменность развита, но используется преимущественно в религиозных и генеалогических записях. Поселения преимущественно деревенского типа: деревянные и каменные постройки с выраженной ритуальной архитектурой, хозяйственные постройки, святилища и пристани. Космопорты и представительства внешних миров отсутствуют, но на Усурэ имеется тайная база Проекта Тэнгу.
На северных окраинах леса, у подножий туманных холмов, где светило всходит в блеске зеркального неба Нимбаха, скрывается Гар’дэйла — древнее поселение иного рода. Местные зовут его не иначе как Эльвинский круг или Тенистая граница, не пытаясь понять, кто живёт внутри. По легендам, эти обитатели пришли из других миров, принесли с собой живые огни, поющие камни и умеют слышать дыхание самой Усурэ. Они почти не вмешиваются в дела людей, но за гостеприимство всегда требуют плату — не серебром и золотом, а словами, песней или клятвой. Те, кто возвращается оттуда, говорят о домах без углов, о воде, текущей вверх, и звуках, что остаются в голове неделями.
Старейшины учат: не соваться к ним без нужды, не ломать ветви на их тропах и не повторять их песен. Ибо у них — иная магия, иные боги, и иной счёт времени. Они и есть и их нет. Но на Гар’дэйлу ходят за советом, за исцелением, за тайными дарами. Ходят в минуту отчаяния, ходят, когда обуяла гордыня или охватило безумие.
Культура и традиции:
Усурцы живут в согласии с циклами природы, лун и сезонов. Важнейшие вопросы решаются на малых и больших сайнах — народных сходках, где собираются старейшины и вэйстары - вожди. Знания передаются устно: через дайни — хранителей песен, заговоров и ритуалов. Одежда из шерсти и льна, украшенная вышивкой священных символов — кругов, волн, знаков божеств. Цвета — охра, синий, зелёный, пепельно-серый. Зимой носят накидки и меховые капюшоны. Ритуальные наряды — тёмные, с металлическими подвесками и деревянными оберегами.
Быт строится вокруг общинного дома. Пища простая — каши, супы, хлеб, рыба и пряности. Важны обряды инициации, брака и прощания с умершими, культура гостеприимства.
Крупные сборы проходят на ночных ярмарках: торги, песни, танцы, и даже встречи с редкими пришлыми. Усурэйская культура — строгая, но изящная, связанная с землёй, звёздами и памятью.
Военное дело:
Усурэйцы не имеют постоянных армий — каждый вэйстар собирает ополчение из родичей и союзников в случае угрозы. Воины - все мужчины клана и некоторые женщины - тренируются с юности, проходя инициации и ритуалы испытаний. Основу снаряжения составляют кольчуги, кожаные доспехи, шлемы с символами рода и резными накладками. Вооружение включает короткие мечи, копья, охотничьи луки и топоры, часто украшенные резьбой. Главная доблесть — не мощь, а стойкость, дисциплина и верность своим вождям. Многие бойцы наносят на тело боевую ритуальные узоры, обращаясь за покровительством к местным божествам.
Военные союзы временные, закреплены обрядами: клятва на крови, совместный пир или жертвоприношение. Конфликты чаще локальны, но могут перерасти в затяжные родовые войны. Особое место занимают кланы-хранители святилищ и боевые тейварники, защищающие пути к общим сборам.
Морское дело: у прибрежных племён (а таких большинство) особую роль играют драккары — узкие ладьи с высокими резными носами. Их используют для рыбалки, военных походов, паломничеств и ритуалов. Каждый драккар несёт родовой знак, освящается обрядом и может служить погребальным судном вождя.
Религия и образование: Усурэйцы почитают небольшой пантеон, включающий трех центральных божеств с разветвленной мифологией - Mараду (земля и род), Вейтариса (дорога и клятва, ратное дело), Нактурса (тень и смерть), а также ряд младших божеств, связанных с домом, ремеслами и промыслами и временами года. Усурцы очень агрессивны по отношению к миссионерам и проповедникам практически любых других религий. Зато с большим интересом слушают рассказы о других мирах и и укладах жизни, обычно воспринимая их как мифы и сказки про людей, летающих по небу. Формального образования на Усурэ нет: устная традиция передаётся через род, общину и храмы, свою лепту вносят певцы-дайни. Детей обучают ремеслу, истории рода, песням, счёту, чтению рун и правилам обрядов. Особые знания — травничество, кузнечество, магия и заклинательные песни — передаются через посвящение, чаще всего внутри отдельных родов или под покровительством святилищ. Хранителями знаний считаются жрицы, ведуны и дайни, которые сохраняют хроники общин, родов и важных событий в ритуальной поэзии.
Самые значимые общины Усурэ:
Сайтаре — прибрежная община рыбаков и мастеров кораблей; известна ярмаркой солёных даров, резьбой по кости и храмом Девяти Волн.
Лайжини — лесная община охотников, травников и певцов-дайни; хранит древнейшие песни и ритуалы звёздных камней. Центр знания.
Мурдуве — курганная долина с древними захоронениями и ритуальной школой; местные старейшины считаются хранителями «песни мёртвых».
Тервалса — равнинная община земледельцев и пастухов; славится обилием урожая, тканями и своими особыми обрядовыми венками. Центр племенного союза.
Вайтара — горная община, близкая к руинам звёздного анклава; славится кузнецами, каменными оберегами и общими тейварами.
Ругтея — болотистая и туманная земля, на грани с запретными территориями; жители известны как провидцы, ведуны и носители "немой магии".
Унсалме — место большой сайны и сезонных собраний; нейтральная территория, где ведутся переговоры и заключаются клятвы.
Экономика: хозяйство усурцэв опирается на аграрный уклад: земледелие, рыболовство, скотоводство. Выращивают злаки, корнеплоды, лечебные травы; разводят скот. Лес и море дают древесину, воск, меха, соль, янтарь. Торговля между общинами осуществляется на ярмарках и святилищных сходах. Ремёсла — ткачество, резьба, кузнечное и гончарное дело — имеют сакральное значение. Излишки накапливаются в родовых хранилищах, служа основой обмена и дарения. Отсутствие тяжёлой индустрии, крупных городов и экспортной экономики делает Усурэ малозначимой с точки зрения стратегических интересов, однако культурная и этнографическая ценность луны признана научными и дипломатическими структурами Ядра.
Урожденные усурцы в других мирах Ядра встречаются редко, но и такое бывает. Чаще всего они покидают родную луну в составе этнографических экспедиций, нанимаясь как проводники, певцы, лекари или охрана. Некоторые оказываются за пределами Усурэ в качестве слуг, наложниц или рабов, тайно вывезенных в результате долговых клятв или межродовых сделок. Бывают случаи, когда усурэйка становится женой иноземца, уведённая с ярмарки или обряда. Иногда этнографы забирают усурца из гуманистических соображений, например, спасая от верной смерти несправедливо обвиненного. Был случай, когда вэйстар покинул луну с оружием и всем кланом, нанявшись в чужую армию. Эти истории быстро обрастают легендами, ведь возвращаются такие странники крайне редко — и часто уже иными, а их потомки легко ассимилируются в Ядре, и быстро утрачивают корни.